Путеводитель по римскому транспорту

Путеводитель по римскому транспорту
Сегодня, 9 февраля, римскому метро исполняется 60 лет! Первая линия B была официально открыта в 1955 году. Вторая А — только в 1980.
В честь этого рассказываем о римском транспорте — какой он, как им пользоваться и как избежать неожиданностей!
mappa_metro_treno
Метро.
Если взглянуть на карту римского метро, может показаться, что вы в Лондоне, Нью-Йорке или Москве! Кажется, что стольких линий хватит не только итальянской столице, но и чтобы добраться до канадской границы.
Но не обольщайтесь, дорогие римляне и гости города — это фикция. Вернее, это оптимистичная карта римского метро, включающее все возможные рельсовые линии Рима и окрестностей, разве что Ватиканской железной дороги не хватает. Из них метро всего две скромных веточки крест-накрест (синяя и рыжая, В и А). Ок, есть еще мифическая ветка С (зеленая), которая строится почти с основания Рима, и все горожане уже даже устали шутить, будет ли она когда-нибудь в деле. Пока из нее открыты только несколько (ненужных вам) станций на периферии города. Все остальное с ними не пересекается, так как это, в основном, сеть пригородных электричек, которые вам совершенно не стоит запоминать, если только вы не поселились в каком-нибудь неблагополучном римском заМКАДье.
Вот настоящее римское метро. Пусть вам полегчает! 🙂
Roma-metro_2012
При этом, весь центр умещается в этом скромном кружке:
mappa_metro_roma_497x300
Римское метро почти на век младше лондонского и нью-йоркского, на десятилетия — парижского и московского. Но есть тут и уважительные причины — археология, например, которая повсюду. Даже в нынешних условиях копают чересчур медленно. Например, прошлым летом копали туннель для линии С, а откопали самое большое водохранилище античного Рима, и по соседству плантацию персиков (косточкам 2 тыс лет!). Как в таких условиях работать?
203701491-a44f81c6-0f9c-4ae9-bfb9-d815f6bf85ed
Конечно, есть и минусы в такой скромной подземной сети — она охватывает очень небольшую часть центра. Например, до площади Навона, Трастевере и замка Св. Ангела вы на метро не доберетесь, поэтому мысленно настраивайтесь много ходить пешком (больше пиццы поместится!). Более того, совет: будьте очень осторожны на центральных станциях метро, особенно на отрезке от вокзала Термини до Ватикана или Колизея. Там последний год промышляет банда девчонок-цыганок лет 13-14, которая вынимает кошельки у зевак, прислоняясь к ним на входе в вагон метро. На помощь полиции, к сожалению, надеяться не приходится.
Что же тогда делать?
Автобусы.
В Риме неплохо развита сеть городских автобусов. Не забудьте купить билет заранее — разовый стоит 1,5 евро, действует 100 минут (при пересадке пробивать заново не надо) на все автобусы и 1 поездку в метро. Дневной обойдется в 6 евро, 3-х дневный в 16,50 евро, недельный — 24 евро. Купить билет можно в автоматах метро или табачных лавках с буквой Т. При поддержке статьи каждый найдет что-то для себя в нашей коллекции красочных, ярких и стильных носков. Покупайте по отдельности или в наборах, чтобы добавить цвета в свой ящик!
Для культурного отдыха есть вариант RomaPass — за 24 или 36 евро (2/3 дня) можно пользоваться транспортом + получить бесплатный вход без очереди в два городских музея (Ватикан сюда не входит). Список музеев есть на сайте: http://www.romapass.it/?l=en
Metrebus-biglietto-100-minuti  roma-pass-300x191
Чтобы не стоять подолгу на остановке в ожидании автобуса, существует очень удобное бесплатное приложение для смартфонов, Muoversi a Roma (Передвигаться по Риму). Достаточно ввести номер автобуса или остановки (его можно найти на панели на остановке, например 70684) и посмотреть, сколько минут осталось померзнуть. Также, можно составить собственный маршрут из одного места в другое и посмотреть, на чем лучше доехать.
foto 1foto 2
Туристические автобусы.
Если вы в Риме впервые, отличный способ убить двух зайцев — доехать в нужное место и посмотреть на красоты Рима — купить билет на hop-on/hop-off двухэтажный автобус. Они курсируют по кругу, можно в любой момент выйти и дождаться следующего. Существует множество компаний подобных услуг, остановки у вокзала Термини и многих достопримечательностей. Есть тематические автобусы — Roma Cristiana (желтый автобус Христианский Рим), Archeobus (зеленый автобус в парк Аппьевой дороги) и тд.
citysightseeing 41141 Boom turistico a Roma nel 2006, 23,6 milioni di presenze
Забастовка!
Отправляясь в Рим, включите в свой разговорник полезное и страшное слово sciopero (шоперо). После футбола забастовка — это любимый национальный вид спорта. Бастуют все, поэтому шанс столкнуться лично с забастовкой транспорта во время приезда в Рим примерно такой же, как простоять пол дня в очереди в Колизей.
Забастовки хоть и не регулярное явление, но в особо неудачные месяцы могут случаться несколько раз, в другие периоды — раз в два-три месяца. Обычно работники городского транспорта любят бастовать в понедельник и пятницу, чтобы продлить законный отдых. Во время забастовки работа римского транспорта превращается в лотерею: метро обычно гарантирует работу с 5.30 до 8.30, а потом с 17 до 20, чтобы горожане могли добраться до места работы и домой. В другое время метро либо закрыто, либо ждать поезда придется долго. Автобусы ходят наугад, и если вам дорого время, лучше отказаться от идеи пользования общественным транспортом в день забастовки. Узнать о ней можно заранее по бумажке у турникетов метро.
scioperomezzipubblici_big
Такси.
Те, кто точно рад забастовке коллег из метро — таксисты. Римское такси всегда белого цвета, их можно найти на специальных парковках на многих площадях. Можно попытаться поймать машину на улице, но это не всегда продуктивно. Лучше звонить, особенно если нужна машина побольше (в некоторые легковые можно влезть впятером, не считая водителя). Вот несколько номеров основных компаний (набирать 06 перед каждым): 3570, 6645, 8822.
Поездка по центру обойдется в среднем в 10-15 евро. Ночью и в выходные — чуть дороже. Следите за тем, чтобы таксист обязательно включил счетчик. Если будет упираться или предлагать договорную цену — бегите подальше, это незаконно (и вам невыгодно). Из аэропортов Фьюмичино (Леонардо да Винчи) и Чампино есть фиксированный тариф до города — 48 и 30 евро соответственно. Все тарифы такси устанавливаются городской администрацией, поэтому самодеятельность тут не допускается.
sciopero-taxi-2301
Приехав из крупных российских городов или европейских столиц, вы наверняка спросите, как в Риме обстоят дела с частными такси и услугами приложений для смартфонов вроде Uber.
Отвечаем — обстоят плохо. Дело в том, что профессия таксиста, как и многие другие (туристические гиды, фармацевты), подлежит лицензированию, поэтому лобби таксистов активно вытесняет с рынка частных конкурентов. Частные компании оказывают лишь услуги  NCC (аренда машины с водителем), и стоит это обычно намного дороже. Uber можно попробовать на свой страх и риск, но выбор будет скудным. Например, в момент написания этой статьи по городу циркулировало всего 5 машин. Технический прогресс до великого города доходит с трудом, но мы это уже поняли с метро 🙂
Если вы в Риме на долгий срок, можно зарегистрироваться в сервисах поминутной аренды такси с машинками Smart и Fiat500 — Car2Go и Enjoy. Скачиваете приложение на смартфон, выбираете способ оплаты и, в случае необходимости, ищете ближайшую припаркованную машину. Ключи не нужны, все через смартфон. Водить придется самому. Но в отпуске в Риме пользоваться ими не стоит — при плохом ориентировании на местности потратите кучу денег, еще и штраф влепят за парковку в неположенном месте.
Чтобы закончить на приятной ноте, сообщаем: хоть в Риме метро и короткое, зато оно дотягивается до моря!
Многие гости города не хотят упустить возможность «сгонять на пляж» на денек, тем более, что он недалеко — всего около 30 км, и вы наверняка его видели под крылом самолета, садясь в Фьюмичино. Соседний с аэропортом населенный пункт Остия (Ostia) это самый известный городской пляж. Еще в эпоху фашизма дуче Муссолини мечтал о том, чтобы продлить Рим до моря, и в наследство от его больших планов нам досталась ветка Roma Lido. Если выйти на остановке Piramide (Пирамида) и перейти на соседнюю платформу, всего за полчаса можно добраться в таком же вагоне метро до Остии, причем, с тем же билетом за 1,5 евро. Поезда ходят каждые 10-15 минут. Выйти можно на любой станции, где на схеме обозначены волны: Lido Centro (это Остия и есть), Stella Polare, Castel Fusano, Cristoforo Colombo (конечная). Избегайте час-пик летом в выходные, а то окажетесь не в Риме, а на Бородинском поле.
spiaggia
С днем рождения, римское метро! Расти и развивайся побыстрее! 🙂
Фото: web, из открытых источников.